Археологические раскопки многое рассказали о населении средневекового Алустона. Но ни измерения черепов, ни изучение погребальных обрядов, ни инвентарь, ни следы хозяйственной деятельности не дают возможности четко сказать об этнической принадлежности и языке населения.
Следы материальной культуры сами по себе не дали ответа на поставленный вопрос, пока не зазвучали древние письмена.
В 1950 г. в прибрежной части Алушты, на склоне Крепостной горки, были раскопаны остатки небольшого христианского храма, окруженного могилами. В одном из склепов поздних (XV—XVI вв.) погребений был найден обломок надгробия, использованный в качестве строительного камня. Надгробие было высечено из белого мшанкового известняка, на нем сохранились основание креста и несколько слов греческой надписи.
Надпись была переведена и означала: «…Феодор погребен зять его…», а палеографические признаки дали ей основание датировать надгробие XIV в. На надгробии частично сохранились грекоалфавитные знаки даты, также указывающие на XJV в., точнее., на время между 1292—1391 гг.
Эта находка была удивительной — как иногда бывает в истории. Почти за сто лет до этого, в 1886 г., в Алуште было обнаружено точно такое же надгробие — тоже с греческой же надписью, упоминающей Феодора, с изображением креста, имеющего основание в виде рогульки (треножника) и две свечи на поперечной балке.
Оба найденных в разное время надгробия по форме совершенно идентичны и относятся к одному и тому же времени — XIII—XIV вв. Это говорит о стереотипности их изготовления. Украшенные незамысловатым орнаментом и грубо высеченными рельефными крестами, надгробия эти сохранялись, вероятно, на протяжении многих поколений.
Надписи на плитах неоспоримо свидетельствуют о том, что население Алустона, во всяком случае его большинство, пользовалось греческим языком.
Скорее всего, этнически, население было смешанным. Здесь жили потомки тавров, готов, алан, греков из Византии. Но их объединяла православная религия и греческий язык, получивший в XI-XV вв. массовое распространение в Крыму.