Святой Иоанн Готский: восстание против хазар - Крепость Алустон

VIII век в Византии – период иконобочества. Это течение в христианстве, последователи которого считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди.

Иконоборцы были поддержаны императором Львом III Исавром, который законами 726 и 730 годов запретил почитание икон. Это ввергло империю в пучину гражданских войн. В течении VIII века иконоборцами были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. А самое главное – были убиты тысячи почитателей икон.

Большинство населения Византии и священнослужителей не приняли иконоборчества и спасались от преследований, переселяясь на окраины империи, в том числе – в Крым.

В 30-х гг. VIII века в Крыму, в торговом поселении Партенит, у горы Аю-Даг, в семье греков-переселенцев из Малой Азии родился ребенок, которого нарекли Иоанном. Его мать, Фотина, ещё до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу, таким образом, Иоанн «выбрал себе жизнь подвижническую с самой почти колыбели, словом и делом совершив всякую добродетель» («Житие Иоанна Готского»).

В те годы христиане Южного берега Крыма относились к византийской Готской епархии, хотя политически оказались под властью Хазарского каганата.

В 754 году епископ Готский подписал определения иконоборческого Собора в Константинополе. В награду за это император-иконоборец Константин V Копроним назначил его митрополитом в город Гераклею, недалеко от Константинополя.

Население Готской епархии, которое оставалось в иконопочитании, выступило против епископ-отступника и выбрало своим епископом Иоанна, который на тот момент, судя по всему, уже занимал определенное положение в церковной иерархии в Крыму. Однако Иоанн не мог быть самопровозглашенным епископом, его должны были утвердить церковные иерархи. Понятно, что константинопольский патриарх-иконоборец не мог этого сделать.

Иоанн отправился в Иерусалим, где провёл три года, а затем в Грузию, получив там около 758 года посвящение в епископы. Затем вернулся на родину уже с правом возглавлять Готскую епархию. Кстати, именно епископ Иоанн, которого стали называть Готский, перенес центр епархии в свой родной Партенит и заложил там храм, который стал одним из самых значительных в Крыму.

Греческая надпись 1427 года из Партенита, в которой упоминается епископ Иоанн Готский

В 780 г. после смерти императора-иконоборца Льва IV во главе византийского правительства оказалась его вдова — Ирина. Иоанн Готский посылает императрице свиток с изложением веры: изречениями из Библии и святых отцов об иконах, честных мощах и заступлении святых, а затем и сам по ее приглашению прибывает в Константинополь. Здесь он активно проповедует принятие икон и призывает к официальному восстановлению иконопочитания.

В 787 году в Никее открылся Седьмой вселенский собор, в работе которого приняли участие более 350иерархов христианства со всех областей Европы, Азии и Африки, где эта религия была распространена. На соборе были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат о иконопочитании.

Иоанн Готский лично не принял участие в этом соборе, а прислал своего представителя — монаха Кирилла. Возникает вопрос: почему? Почему видный церковный деятель, активный сторонник иконопочитания, не принял участие в судьбоносном вселенском соборе христианской церкви?

Ответ на этот вопрос лежит в тех событиях, которые в этот год происходили в Крыму.

В 787 году в Готии вспыхнуло народное восстание против хазар, которое было поддержано правителем области и… епископом Готским Иоанном. Чем было вызвано это восстание источники не сообщают. Весь VIII век Византия и Хазария были союзниками, христианское население Крыма не притеснялось хазарами, хозяйственная жизнь и торговля велись очень активно. На Алустоне, например, поселение при хазарах расширилось, появились новые укрепления — «хазарская» стена.

Тем не менее восстание против хазар в Крымской Готии произошло, и участие епископа Иоанна в нем было настолько серьезным, что он не смог поехать на Вселенский собор.

«Житие Иоанна Готского» говорит, что каган прислал в столицу Готии – город Дорос (Мангуп) — войска, которые заняли крепость. При этом продолжает действовать правитель Готии, имени которого в источниках нет и который поддержал выступление против хазар.

Мозаичное панно на подворье мужского монастыря Космы и Дамиана над главным входом в храм Святого Иоанна Готфского

Восставшие под руководством епископа Иоанна выгнали из столицы хазарский гарнизон и заняли горны е проходы, ведущие к ней. Однако не все население Готии поддержало восстание. Жители одного из поселений сумели схватить Иоанна и выдали его хазарам. После этого, правитель Готии переметнулся на сторону хазар и каган его пощадил. Однако по приказу хазарского кагана были казнены 17 «ни в чем не повинных рабов» этого готского правителя.

Как следует из дальнейшего жизнеописания Иоанна Готского, часть людей в Готии обвиняла преподобного в смерти этих людей, что тот категорически отвергал.

Хазары заточили Иоанна в тюрьму в городе Фуллы (точное местонахождение его в Крыму неизвестно). Через некоторое время Иоанн Готский сумел бежать из-под стражи, отправившись на корабле в город Амастриду – на южном берегу Черного моря.

Спустя 4 года, в 790 году, Иоанн узнал о смерти кагана – своего врага и сказал: «И я, братия мои, отхожу по истечении сорока дней судиться с гонителем моим пред Судиею и Богом». И действительно, через сорок дней, 26 июня 790 года, он тихо скончался.

Тело святителя Иоанна Готского епископ Амастридский Георгий и горожане со всей торжественностью погрузили на корабль и отправили в Партенит. Здесь преподобного погребли в основанном им монастыре святых апостолов Петра и Павла.

Иоанн Готский был канонизирован церковью в лике святителей.

Могила святого в настоящее время находится в Партените.

Памятный знак около церкви Петра и Павла в Партените, где был погребен Иоанн Готский