Изучение средневековых христианских древностей Южного берега Крыма в XIX веке - Крепость Алустон

Христианские, или, как их еще называют, церковные древности Южного Берега Крыма до сих пор остаются terra incognita как для широкого круга любителей истории, так и для большинства специалистов: археологов и историков. В результате до сегодняшнего дня мы не имеем ни археологической карты христианских древностей Южнобережья, ни четкой периодизации всех объектов, связанных с появлением и распространением христианства в этом регионе.

Исследование средневековых христианских древностей Южнобережья, как и всего полуострова, было начато после присоединения Крыма к России в 1783 г. С этого времени полуостров переживает настоящее паломничество. Ученые, путешественники, чиновники и помещики описывали, зарисовывали древние руины Таврики, интересуясь и византийскими древностями.

Особым вниманием в тот период пользовались руины Херсонеса. Уже на его плане, составленном в 1786 г. К. И. Габлицем, было показано предполагаемое место крещения князя Владимира.

Но не только житие равноапостольного князя Владимира было связано с еще далекой, но в тоже время такой близкой для каждого православного русского древней землей Тавриды. Жития, мученичества множества православных святых являются важным источником по истории Крымского полуострова. Рассказы старожилов, предания греков—переселенцев, возвращающихся после присоединения Крыма к России в родные селения, — все это стало для первых исследователей неоценимым источником по изучению христианских древностей Южнобережья. Другим важным фактором стали топонимы: Ай-Петри, Ай-Никола, Ай-Ян, Ставри-Кая, Ай-Даниль, Ай-Василь и т.д. Все они свидетельствуют о христианских греческих корнях жителей горного Крыма.

Лаконичные научные описания мест, памятников были составлены представителями академических кругов. Как сейчас, так и 200 лет назад развалины древнего Херсонеса—Херсона, античного Пантикапея, ландшафтные и исторические места Юго-Западного Крыма с его «пещерными городами» были часто посещаемы и востребованы. Однако и Южный берег Крыма также был удостоен внимания первых исследователей.

П.С.Паллас, совершивший поездку по Крыму в 1793—1794 гг., рассказывая о достопримечательностях южного берега Крыма, упомянул остатки греческих монастырей на вершинах Ай-Петри и Аю-Дага. В окрестностях современных поселков Ореанды и Ливадии им был зафиксирован местный татарский топоним — Вагелиста (Евангелист), который относился к лесной долине со скалистым холмом, откуда можно было спуститься в широкую Ауткинскую долину с остатками древних церквей. Недалеко от Вагелисты находился Папас-Чаир (поповский луг) с прекрасным источником Xagia — «святой». Где-то за Гаспрой, на вершине лесистой горы с «полугреческим именем Кутиллн суримляр», П.С.Паллас видел «следы греческой деревянной церкви». Между Массандрой и Магарычом он упоминает развалины монастыря.

А что касается Алушты, то путешественником были зафиксированы сведения, неизвестно откуда заимствованные, что некогда она имела своего епископа.

О древних храмах в Массандре и на вершине Чатыр-Дага сообщает П.И.Сумароков в «Досугах крымского судьи». Храм в честь Пресвятой Богородицы — Панагия, расположенный на высоте 1527 м над уровнем моря на вершине Чатыр-Даг, находился на поверхности среди камней. Один раз в год в Троицын день крестным ходом греки поднимались для молебна на вершину горы.

В 1833 — 1834 гг. по поручению и на средства новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова обследования горной части Крымского полуострова производил П. И. Кеппен. Результаты этого исследования отражены в его капитальном труде «О древностях Южного берега и гор Таврических». При описании большинства южнобережных укреплений — исаров, большую часть, которых он отнес к византийскому военному строительству, ученый привел сведения о существовании в них храмов: «везде где были крепостцы, под их покровительством существовали и церкви: церкви греческие». «Греческие церкви Южного берега Крыма все были продолговаты; длина их к ширине большею частью содержалась как 5 : 3». Средневековые церкви, которые в свое время видел в горах П.И.Кеппен, были не «длиннее 18-ти и шире 9-ти аршин. Иные имели в длину даже не более шести аршин. Все они сообразно с повелением Папы Сикста II, алтарем обращены были к Востоку и развалины их легко распознать можно по полукружию более или менее обращенному к Востоку …».

П. И. Кеппен уделил большое внимание южнобережным топонимам, которые, хоть и косвенно, могут свидетельствовать о существовании на их месте христианских храмов или святых источников.

Во второй половине XIX в. крымские краеведы: А. Фабр, Г. Караулов, В. Кондараки, М. Сосногорова-Славич и Е. Л. Марков, объединенные Одесским обществом истории и древностей, с большим вниманием изучали древностей Южного Берега Крыма. Это было время популяризации исторических знаний о Крыме. С 1844 г. Одесское общество истории и древностей начало издавать свои фундаментальные «Записки», в которых публиковались наиболее ценные исследования по истории, этнографии и археологии Крыма.

С середины XIX в. материалы по христианским древностям Крыма печатались в периодических изданиях Императорской Археологической Комиссии («Отчетах», «Известиях», «Материалах по археологии России»), в многочисленной местной периодике, а также в первых «корпусах» и в многочисленных монографиях.

В 1887 г. в Крыму была создана Таврическая ученая архивная комиссия (ТУАК) — краеведческая организация, которая пользовалась огромным авторитетом.

Большую роль в изучении южнобережных средневековых древностей в XIX — начале XX вв. сыграли иерархи Русской православной церкви. Описания исторических памятников, связанных с распространением христианства в Таврике, а также исторические очерки, мы находим в работах архиепископов, пребывающих в Крыму.

Иерархи Таврической епархии, образованной в 1859 г.: от архиепископа до настоятелей сельских церквей, являлись действительными членами Одесского общества истории и древностей, Таврической ученой архивной комиссии. Они активно сотрудничали со специалистами — историками, археологами, краеведами. На страницах «Таврических епархиальных ведомостей», которые издавались с 1869 г., публиковались археологические заметки, материалы по исследованиям христианских святынь в Крыму.

Первоначально историко-краеведческие исследования в среде священнослужителей развивались в основном по личной инициативе. А с середины XIX в. Святейшим Синодом было введено правило составления полных описаний всех епархий с описанием древних христианских памятников.

В 1867, 1868, 1873, 1875, 1883 гг. по районам Горного Крыма путешествовал писатель, краевед В. Х. Кондараки. Им был обнаружен целый ряд христианских памятников древней Таврики, опубликованный в его трудах. Описав древние руины, он привел любопытные, подчас противоречивые свидетельства и предания местных старожилов о развалинах Южнобережья, которые и по сей день привлекают внимания исследователей.

В 1867 г. Московское археологическое общество посылает в Крым и на Кавказ для описания христианских древностей художника Д. М. Струкова. С ним связано открытие большинства известных христианских храмов Южного берега Крыма.

Исследователь писал: «В Юрзуфе, близ крепости, сохранился алтарь шириною 18 арш. В деревне Никиты, в храме помещается мечеть, и остаток храма св. Георгия. Близ Ялты остаток церкви св. Марины. В деревне Ай-Василь и окрестностях найдено 5 церквей, из коих одна расчищена, в ней найдено: престол у стены украшенный рельефными орнаментами, жертвенник, седалище и алтарная преграда с одним входом. В селении Аутка между 3-х церквей откопаны стены церкви св. Евфимия. В окрестностях подошвы горы Аи-Даг найдено четыре храма…».

Таким образом, в окрестностях современной Ялты им было исследовано 8 храмов. При раскопках храма в деревне Ай-Василь (дер. Васильевка в окрестностях г. Ялты), Д. М. Струковым была найдена надпись 801 г., были предприняты раскопки Партенитской базилики, связанной с именем св. Иоанна Исповедника (Иоанна Готфского), а также описаны развалины церкви у подножия горы Демерджи.

В своих публикациях он делился опытом полевых археологических изысканий древних церквей, а также совмещает археологические исследования с изучением агиографических источников. В 1878 г. в Москве выходит его книга «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев», имена многих из них связаны с Южным берегом Крыма. Для Церковно-Археологического музея при Киевской духовной Академии исследователем были сделаны гипсовые модели храмов Таврики, среди них — слепок храма в пещере Иограф.

Большинство материалов научного наследия Д. М.Струкова, связанных с изучением крымских древностей, дошло до нас в рукописном виде, большинство их не опубликовано.

Среди них многочисленные зарисовки средневековых храмов Южного берега Крыма, многие из которых исчезли навсегда.

В 1895 г. Императорская археологическая комиссия поручила сбор материалов для составления археологической карты Крыма Ю.А.Кулаковскому. Из памятников, расположенных в прибрежной части Таврики, он обследовал крепости в Оттузах, Алустон, Гурзуф, Кастель.

Изучение средневековых христианских древностей Таврике в начале ХХ в. связано с именем военного инженера, крупнейшего исследователя по истории, археологии, нумизматики Крыма А.Л.Бертье-Делагарда (1842—1920). Его труды, которым он посвятил большую часть своей жизни, легли в основу современных знаний об истории христианства средневекового Крыма и не устарели до настоящего времени.

Большую научную ценность представляет архив А.Л.Бертье-Делагарда. В его труде «Ведомости христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 году, и оставшихся после него старых церквей в Крыму», написанном в 1901 г. в Ялте, содержится уникальный материал по средневековым христианским храмам Южнобережья. Основанные на документах, известных литературных источниках, рассказах местных стариков-переселенцев, в них собраны все известные до этого времени средневековые церкви с их названием и местонахождением.

А. Л. Бертье-Делагард много делал для охраны культурного наследия Крыма, в том числе и христианских древностей. На его личные средства проводились ремонтные работы во многих древних городах и крепостях Таврике.

Источник: Н. П. Турова, ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ХРИСТИАНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА// Материалы по Археологии и Истории Античного и Средневекового Крыма/Археология, история, нумизматика, сфрагистика и эпиграфика. — Севастополь, Тюмень, Нижневартовск, 2015