Зольник Алустона X-XI веков - памятник Крымской Хазарии - Крепость Алустон

X век был в судьбе Алустона очень непростым и по-настоящему «темным» веком. Письменные источники молчат, а археологический материал не дает полной картины событий.

В середине X века крепость была опустошена вражеским нашествием — и до сих пор у историков нет однозначного мнения кто разрушил Алустон. Остаются открытыми вопросы: кому принадлежал Алустон в те или иные периоды X века? какой был этнический состав его населения? какие события крымской истории коснулись этой крепости на Южном берегу Крыма, а какие нет?

В 1980-х годах при раскопках около хазарской стены Алустона археологи обнаружили зольник, возникший в середине X века.

В археологии зольниками называют скопления золы, насыщенные костями животных и остатками предметов материальной культуры. Зольники образовывались в результате ссыпания в одно место золы из очагов и остатков жертвоприношений и, как считают археологи, связаны с культами огня и домашнего очага.

Обычно, зольники находят на раскопках поселений бронзового и раннего железного веков и они, несомненно, связаны с нехристианскими культами.

Таким образом, обнаружение зольника в Алустоне, который на тот момент уже полтысячелетия был христианским, выглядит довольно странным. Точно такой же зольник этого времени был найден еще в одном месте в Крыму: у стен Судакской крепости хазарского периода.

Общая исследованная площадь Алустонского зольника составляет не менее 100 кв. м. На некоторых участках зольник перекрыл плитовые могилы христианского некрополя второй половины IX – первой половины X вв. Верхняя часть зольника практически по всей площади срезана при строительстве жилых и фортификационных сооружений XIII-XV вв.

Характерной особенностью объекта является тот факт, что он расположен за пределами городской территории и примыкает непосредственно к «хазарской» крепостной стене IX-X вв. От оборонительной стены зольник простирается более чем на 15 м к востоку.

Рис. 1. Зольник Алустона. Стратиграфия северного борта раскопа. I — предматериковый переотложенный грунт; II — светло-коричневый грунт; III — светло-коричневый плотный грунт с сильным зеленым оттенком; IV — светло-коричневый грунт; V — светло-коричневый плотный зеленоватый грунт с известковой крошкой; VI — темно-красный рыхлый грунт; VII — прокаленный грунт; VIII — светло-коричневый рыхлый грунт с красноватым оттенком; IX — светло-коричневый плотный грунт, насыщенный камнем.

Основная масса зольника представляет собой слой серо-коричневого зеленоватого грунта с большим количеством угольков, раковин морских моллюсков, фрагментов костей животных и обломков керамики. Его дополняют различной мощности прослойки угольков, серого золистого грунта, грунта с большой концентрацией раковин морских моллюсков. Нижняя часть отложений отличается наличием в ней разномерного камня, количество которого увеличивается с запада на восток по мере отдаления от крепостной стены X в.

Рис. 2. Зольник Алустона. Стратиграфии южного и западного бортов раскопа 1. 1 — Южный борт: I — уплотненный грунт с зоном прокала до красно-коричнево цвета; II — зола с угольками; III — светлосерый золистый грунт с зеленым оттенком; IV — серый уплотненный с зеленым оттенком грунт; V — прокаленный грунт с большим содержанием ракушек и керамики; VI — серый уплотненный с зеленым оттенком грунт с угольками; VII — глинистый слой, насыщенный камнями. 2 — Западный борт: I — светло-серый грунт с зеленым оттенком; II — прокаленный грунт; III — светлосерый уплотненный грунт; IV — светло-серый грунт с зеленым оттенком; V — светло-серый уплотненный грунт с фиолетовым оттенком; VI — светло-серый уплотненный грунт; VII — глинистый грунт, насыщенный камнями.

Отсутствие каких-либо капитальных сооружений, как культового, так и ремесленного характера, позволяет предположить, что сам зольник является культовым объектом, связанным с религиозными представлениями местного населения.

Подчеркнем, что подобного типа культовые объекты появляются в Таврике только во второй половине X в. и никак не связаны с крымской салтово-маяцкой (праболгарской) культурой, господствующей в горном и восточном Крыму предыдущие два века.

Некоторые исследователи полагают, что Алустонский зольник — земляное святилище с ритуальными площадками. Оно может быть связано с иудаизмом или зороастрийзом.

Иудаизм, как известно, был официальной религией Хазарского каганата. В одном из мест в тексте Пятикнижия (Торы) говориться: «… 24. Сделай Мне жертвенник из земли, и приноси на нем все всесожжения твои и мирные жертвы твои… 25. Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных. Ибо как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их…».

Зольник, безусловно связанный с культом огня, в X веке мог быть связан с еще одной распространенной в то время религиозной системой – зороастризмом (огнепоклонничеством). Письменные источники и археологические раскопки на полуострове свидетельствуют о приверженности этой религии значительной части хазар Крыма (или подданных кагана других национальностей).

Таким образом, зольник в Алустоне свидетельствует, что здесь во второй половине X — первой половине XI вв. присутствовало в значительной мере хазарское население – иудейского или зороастрийского вероисповедания.

Интересно, что это население появилось здесь уже после (или в процессе) разгрома Хазарского каганата. Можно предположить, что хазары или представители других народов, подчиненные кагану, спасались от войны в относительно спокойном Крыму. Не случайно именно в Крыму по сей день сохранились два народа, которые считают себя непосредственными потомками хазар – караимы и крымчаки.

Археология подтверждает этнокультурные изменения в X веке на Южном берегу Крыма. В середине X в. в юго-восточной Таврике происходит резкая смена материальной культуры. Большинство праболгарских сельских поселений салтово-маяцкой культуры гибнет или забрасывается. В раннесредневековых городах полуострова (Сугдее, Алустоне, Партенитах) салтовские слои перекрываются горизонтами, включающими археологический материал и, прежде всего, керамику, не имеющую генетической подосновы в предшествующих древностях Крыма.

Эта новая для полуострова культура обладает рядом несомненных общих черт, присущих раннесредневековым тюркским культурам Восточной Европы, включая самих хазар, которые, как известно, были тюркоязычным народом. Истоки этой новой культуры можно искать в хазарских древностях Северного Кавказа и Прикаспия.

Однако переселившееся отсюда в Крым тюркское население, будучи городским, в этническом плане являлось сложным и неоднородным и в процессе переселения оно смешалось еще больше. На сегодняшний день можно говорить о том, что в составе переселенцев были кавказские аланы и этнические хазары. Они привнесли в Таврику совершенно новую, уже сформированную материальную культуру.

Многие исследователи полагают, что это переселение связано с русско-византийско-хазарскими политическими и военными событиями, приведшими к походу хазарского полководца Песаха 941 г.

Именно этот поход послужил основной причиной гибели салтовской культуры Крыма. Вероятно, следом за армией, двигалось и мирное население. И сюда же добавились переселенцы из разгромленной буквально через 20-30 лет Хазарии.

После гибели Хазарского каганата юго-восточная Таврика вновь попадает под власть усилившейся Византии. Однако это переподчинение территорий, населенных северокавказскими и прикаспийскими переселенцами, не привело к изменениям в этническом составе населения, хотя материальная культура в дальнейшем испытала сильное византийское влияние.

Очевидно, юго-восточная Таврика во второй половине X в. являлась своеобразным, номинально подчиненным Византии, реликтом Хазарии – некогда могущественного государства. Ведь именно во второй половине X века в источниках появляется название Крымская Хазария, а генуэзцы, пришедшие сюда через 200 лет, свои владения в Крыму и Северном Причерноморье называли Газарией.

Алустонский зольник, таким образом, является уникальным археологическим памятником Крымской Хазарии.