Поход хазарской армии под руководством Песаха на Крым в 940 году имел для полуострова очень серьезные последствия.
Во-первых, именно в это время гибнет целая культура, существовавшая более 200 лет: исчезает большинство памятников салтово-маяцкой (праболгарской) культуры Таврики, большинство поселений оказываются разгромленными или покинутыми населением. Именно в эти годы был разрушен Алустон, археологами найдены следы четырых пожарищ.
Во-вторых в Крыму появляется совершенно новая материальная культура, имеющая общие черты с тюркскими культурами Северного Кавказа и Прикаспия, их носители отождествляются непосредственно с хазарами — тюркоязычным народом. Войска Песаха двигались в Крым с этих территорий. Воспользовавшись их победой, на полуостров в середине Х в. переселяется часть населения непосредственно с исконных земель Хазарии. Эта новая культура прослеживается в в юго-восточной Таврике, и непосредственно на Алустоне, всю вторую половину Х в. — начале XI веков. Именно эти новые для Крыма поселенцы образовывают Крымскую Хазарию — не политическое образование, а именно территорию, заселенную хазарскими племенами.
Исходя из археологического материала и сообщений письменных источников, историки и археологи следующим образом опиывают судьбу азарских переселенцев во второй половине Х — начале XI вв. в Крыму. После гибели и упадка Хазарского каганата, особенно после ускорившего это событие похода Святослава 965 г., территория юго-восточной Таврики, где в основном и проживали хазарские переселенцы, вероятно в начале 70-х гг. Х в. переходит под власть Византийской империи, выгодно использовавшей новую международную расстановку сил.
На Южном берегу Крыма переход под власть Византии произошел еще раньше, чему способствовали военные успехи византийского императора Никифора Фоки на Востоке (963-969 гг.), создавшие необходимый базис для закрепления империи в этой части полуострова. Именно второй половиной 60-х гг. Х в. датируется система мероприятий по восстановлению цитадели Алустона. Очевидно уже при следующем императоре — Иоанне Цимисхии (929 — 976 гг.) вся Таврика с разной степенью самостоятельности переходит под протекторат империи. Благоприятствовали этому и военные поражения Руси и гибель киевского князя Святослава.
Все эти события мало повлияли на изменение этнического состава населения юго-восточной Таврики. Археологические комплексы северо-кавказских-прикаспийских переселенцев в Крыму существуют без видимых изменений всю вторую половину Х в. Об этом свидетельствуют и некоторые письменные источники, упоминающие присутсвие в Таврике этнических хазар.
Как отмечает историк А.В. Гадло, похода князя Святослава хазарский этнос утратил свое единство и начал концентрироваться в виде отдельных локальных сообществ на наиболее удобных для него окраинах бывшего государства: на Тамани, в низовьях Терека и Сулака, вблизи Самандара, в Крыму.
Существование и окончательное оформление археологических комплексов хазарских переселенцев именно во второй половине Х в., в том числе и на Алустоне, при практически полном отсутствии в юго-восточной Таврике в данный хронологический период византийских археологических комплексов наводит на мысль, что, вероятно, сразу после подчинения, а точнее сказать переподчинения Византии, юговосточная Таврика представляла собой своеобразный реликт Хазарского каганата, находившийся под контролем империи.
Для реконструкции политической и экономической структуры этого «реликта» каганата в Крыму важное значение имеют данные А.В. Гадло о подобной системе, существовавшей в Тмутаракани до похода Владимира «на козар», который автор датируется 986/87 гг.. Основываясь на известной притче о полянской дани хазарам, исследователь считает, что Таманское государственное образование управлялось князем и старейшинами, которым принадлежала ведущая роль в решении наиболее важных вопросов, существовало свое войско или военное ополчение, с 70-х гг. Х в. чеканилась собственная монета (в подражание византийским), основывается автокефальная епархия. С присоединением Тмутаракани к Руси, положение мало изменилось. Русский князь постоянно наталкивался на оппозицию верхов местной общины. Имея реальную власть, опиравшуюся на поддержку местного населения и являясь основными владетелями прилегавших к городу обрабатываемых земель, они могли смещать и подыскивать себе другого русского князя.
Вероятнее всего, можно утверждать, что в южном и юго-восточном Крыму, очевидно близкому этнически к Тмутараканскому государственному образованию, в данный хронологический период сложилась схожая ситуация с той лишь разницей, что вместо русского князя до 965 г. существовал хазарский наместник, а после этого и до 1015 г. византийский стратиг.
В состав местной византийской администрации, номинально подчиненной империи, входили представители тюрко-хазарского происхождения. Не исключено, что будучи лояльными к империи, они занимали и ключевые посты. Данная ситуация находит отражение в письменных источниках, один из которых (т. н. Манджелисский свиток) говорит о царстве «братьев наших хазар» в Крыму в 80-е гг. Х в. и о хазарском царе Давиде, принявшем послов киевского князя Владимира, прибывших для знакомства с иудейской религией перед крещением Руси.
Кстати, часть историков придерживается мнения, что при знаменитом выборе вер князем Владимиром, хазарское посольство на Русь, предлагающее принять иудаизм, прибыло именно из Крымской Хазарии. Хазары, как известно, были иудаистами, на тот момент Хазарского каганата уже не существовало, а Крым избежал боевых действий во время падания каганата — а значит здесь могли найти прибежище политические и религиозные деятели, которые могли быть в составе посольства на Русь.
Таким образом, подводя итоги можно отметить, что юго-восточный Крым с особой материальной культурой, отличной от салтово-маяцкой, представлял во второй половине Х в. — начале XI в. своеобразный реликт хазарского каганата. Его возникновение стало возможным после походов Песаха 940-941 гг., и до падения Хазарии в 965 г. местное население подчинялось ставленнику каганата. При этом разгром киевским князем Святославом хазарского войска, взятие ряда городов, поход «на ясы и косоги» мало коснулись Крымского полуострова и лишь только оборвали и без того не особо прочные связи местного населения с верхушкой Хазарского каганата.
В начале 70-х гг. Х в. юговосточная Таврика переходит под власть Византийской империи, использовавшей гибель Святослава и временное ослабление активности в Причерноморье и на Балканах молодого Древнерусского государства. После похода Владимира «на козары» 986/87 гг., т.е. против Тмутараканского княжества, и последующего взятия Херсонеса ситуация для юго-восточного Крыма меняется не значительно. Этнической смены населения, как и в предшествующее время, не происходит.
Материальная культура выделяемой Крымской Хазарии второй половины Х — начала XI вв. изучена пока далеко недостаточно. Пока можно с уверенностью утверждать, что это городская полиэтничная культура, сильно подверженная византийскому влиянию, но, во-первых, с минимальным присутствием как и в предшествующее время импортных византийских изделий, во-вторых, имеющая и ряд северо-кавказских тюркских и аланских элементов, проявившихся в составе набора посуды.
Сейчас в Крыму исследовано около десяти жилых объектов (Боспор, Сугдея, Алустон, Партениты), имеющих в заполнении археологический материал, характерный для этой культуры. Известны как случаи использования новым населением оставленных праболгарами жилых домов, сложенных техникой кладки «в елку», так и случаи возведения новых, но аналогичных домов.
Культовые сооружения — совершенно нового типа. Это земляные святилища-зольники, обнаруженные в Сугдее и Алустоне. В них отмечены искусственные горизонтальные площадки, использовавшиеся, возможно, для жертвоприношений. Погребальные объекты представлены в основном плитовыми могилами, большая часть которых исследована в Сугдее. Некоторые из них имеют иудейские и языческие черты.
Наиболее выразительной чертой этой культуры является своеобразный керамический комплекс. Отдельные, представляющие его сосуды найдены в Сугдее, Алустоне, Партенитах, Херсонесе.
Уже отмечавшаяся номинальная зависимость юго-восточной Таврики, населенной северо-кавказскими тюрками (хазарами), от Византии во второй половине Х в. не устраивала империю. Поводом для ликвидации сложившейся ситуации, с которой Византийское государство в силу целого ряда субъективных и объективных причин вынуждено было мириться, послужило упомянутое византийским хронистом Иоанном Скилицей восстание 1015 г. под предводительством мятежного византийского стратига Георгия Цуло и ответная экспедиция имперского флота в Крым в 1016 г.
После подавления мятежа на Южный берег Крыма более активно заходит византийская администрация, у населения (в большинстве своем христианского) возникает провинциальная византийская культура, а культура крымских хазар постепенно исчезает.
Но название Хазария (Газария) на несколько веков вперед закрепляется за Южным и Юго-восточным Крымом.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/hazaro-russko-vizantiyskie-otnosheniya-v-seredine-h-v-i-krymskaya-hazariya/viewer