В первой половине XV в., согласно генуэзским источникам, Лустой и Фуной овладел некий Дербиберди, по всей вероятности, армянин (Тер бей Бедрос), находившийся в вассальных отношениях к сильному в тот период княжеству Феодоро. Также вероятно, что он одновременно признавался вассалом и генуэзцам, которые при этом относились к нему весьма подозрительно. Этническая принадлежность владетеля Лусты и крепости у подножия Демерджи не должна вызывать удивления. Дело в том, что после вторжения в Армению в XI в. сельджуков началось бегство армян в Крым. Переселение их сюда продолжалось и позже, в XII—XIV вв. Армяне обосновывались прежде всего на побережье и востоке полуострова, где в основном занимались торговлей и ремеслами. Однако среди них были и представители знатных феодальных родов. По-видимому, не без поддержки Византии, где армянские аристократы играли видную роль, а также богатых соплеменников-купцов, они и в Крыму становились владетельными сеньорами.
Не исключено, что именно таким образом одной из знатных армянских фамилий удалось утвердиться в Лусте. Город во все времена был как бы воротами с моря в глубь полуострова. Кроме того, здесь процветали ремесла и торговля, обеспечивавшие непрерывный приток больших доходов в казну города. Естественно предположить, что византийское правительство сделало все возможное, чтобы не упустить этот город из-под своего влияния.
Что же касается самого Дербиберди , то он, по всей видимости, был сыном предыдущего правителя Алушты —Бердибека. Таким образом город и прилегающие к нему земли он приобрёл по праву наследования, что позволяет говорить о том, что Алустон и Алушта попадали под юрисдикцию феодального права.
Дербиберди вел активное участие в политической жизни Южного берега Крыма, хотя и был лишь приграничным феодалом. Ему удалось существенно округлить семейные владения, присоединив к ним 10 окрестных селений, ранее подчинявшихся консулам Кафы. Этот беспокойный правитель выдвигал претензии и на село Скути (ныне пос. Приветное), принадлежавшее генуэзским нобилям – братьям Гуаско. Их феодальная распря, сопровождавшаяся набегами на земли друг друга, чуть была не вызвала войну между княжеством Феодоро и Каффой в критический момент подготовки османской экспедиции в Крым.
На годы правления Дербиберди (1460-1475) приходятся масштабные строительные работы в Алуштинской крепости. Вместо быстро пришедших в негодность оборонительных сооружений, на скорую руку возведенных генуэзцами во время подготовки войны с князем Алексеем, территория города, площадью 1,18 га, была обнесена со всех сторон капитальными стенами. Их высота достигала 11-11,5 м при толщине 1,7 м и на этот раз они были добротно сложены из бутового камня на песочно-известковом растворе.
Дополнительно стены усилили тремя башнями. Руины двух из них дожили до наших дней. Замыкавшая южный фланг обороны круглая башня Ашага-Куле (Нижняя) сохранилась в высоту до 16 метров. С напольной стороны не видно никаких намеков на амбразуры. Судя по всему, защитники могли вести обстрел неприятеля с расположенной наверху башни открытой боевой площадки, оборудованной зубчатым парапетом. Не исключено, что кроме обычных бойниц в зубцах, были устроены еще и дополнительные – навесного или косого боя. Из них осажденные могли не только стрелять вниз, но и поливать штурмующих горячей смолой и варом. Реконструируемая общая высота башни 20-22 м.
Источник: https://mangup.su/zemli/goroda/aluston.html?ysclid=lv9fyd1fd5344011396
Изображение с сайта: gotonature.ru